О влиянии культурного багажа на восприятие в контексте дискуссий о современных иконах

Авторы

  • монахиня Афанасия (Иванова) Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Ключевые слова:

современная икона, ассоциативное восприятие, сакральное искусство, новаторство в иконописи

Аннотация

В настоящее время некоторые иконописцы находятся в поиске новой выразительности для своих произведений. Как правило, эти поиски имеют ориентацию на древние образцы или существование аналогов в сакральном искусстве прошлого. Однако восприятие подобных приемов новаторства в современном контексте отличается от их восприятия в древности. И если тогда подобные примеры не вызывали негативных ассоциаций и никого не смущали, то сейчас ситуация иная. Это связано с тем, что к настоящему времени культурный багаж человечества полон многими явлениями, которые не были известны прошлому. Поэтому, когда в современных иконах имеются заимствования некоторых элементов выразительности древнего искусства, порой возникают ассоциации, навеянные уже последующими явлениями искусства и культуры. Эти ассоциации связаны с явлениями светской культуры и поэтому снижают степень сакральности, присущий образам древности. С этих позиций в статье рассматриваются современные иконы, вызывающие ассоциации с авангардным искусством, наивным искусством, искусством плаката, мультипликацией и сувенирами.

Биография автора

  • монахиня Афанасия (Иванова), Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

    Магистр теологии, насельница Рождество-Богородицкого монастыря г. Задонска.

Загрузки

Опубликован

2024-12-26

Выпуск

Раздел

Церковное искусство и гимнография

Категории